Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела внутренних органов).
Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым, в это время происходит очень важный для него психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я». У малыша появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимость перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным.
В результате произошел «взрыв прежних ситуаций» симптомы поведения ребенка в период кризиса 3-х лет, составляющие, так называемое семизвездие.
- НЕГАТИВИЗМ - это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
- СВОЕВОЛИЕ – ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
- СТРОПТИВОСТЬ - ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
- ДЕСПОТИЗМ – ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться, как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей.
- ПРОТЕСТ-БУНТ – ребенок находится в частых ссорах с родителями.
- УПРЯМСТВО – эта черта практически пронизывает всё поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своём.
Что могут сделать родители:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности, примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка;
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если ВЫ сказали «НЕТ», оставайтесь дальше при этом мнении;
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних;
- Не пытайтесь во время приступа что–то внушать – это бесполезно, ругать – не имеет смысла;
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка …!»
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса – это вовсе не отрицательный показатель. Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, в этом Вам поможет фантазия и юмор.