Детские страхи

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (таблица 1). Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Детские возрастные страхи

 

Возраст

Возрастные страхи

0 – 6 месяцев

  • Любой неожиданный громкий звук;
  • быстрые движения со стороны другого человека;
  • падение предметов;
  • общая потеря поддержки.

7 – 12 месяцев

  • Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);
  • любые незнакомые люди;
  • смена обстановки, одевание одежды и раздевание;
  • отверстие стока в ванной или бассейне;
  • высота;
  • беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1-2 года

  • Громкие звуки;
  • разлука с родителями;
  • любые незнакомые люди;
  • отверстие стока ванны;
  • засыпание и пробуждение, сновидения;
  • страх травмы;
  • потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

  • Разлука с родителями, отвержение с их стороны;
  • незнакомые ровесники;
  • ударные звуки;
  • ночные кошмары;
  • изменение в окружающей обстановке;
  • природные стихии (гром, молния, град и др.).

2-3 года

  • Большие, непонятные, угрожающие объекты;
  • неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод);

3-5 года

  • страшные сны;
  • огонь и пожар;
  • болезнь и операция;
  • природные стихии;
  • ядовитые змеи;

6-7 лет

  • зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);
  • потеря родителей или страх потеряться самому;
  • чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);
  • школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);
  • физическое насилие.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития.

Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.

Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.И. Захаров сгруппировал следующим образом:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
  • тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями: психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 188 гостей и 1 пользователь

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.