Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве, и все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Мы уже знаем, что речь ребенка формируется  на примере речи взрослых и близких ему людей. Бытует глубоко ошибочное мнение, что звукопроизносительная и лексико-грамматическая  сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, и ребенок сам постепенно овладевает правильными навыками звукопроизношения и связной речи. На самом же деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Неверно также списывать речевые проблемы ребенка на его возраст, часто родители просто не знают, что и когда должен уметь и знать ребенок.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5-6 лет

1.Уже к 4 годам ребенок должен овладеть звукопроизносительной стороной речи, чисто, четко и правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспроизводить звуко -слоговую структуру слова.

2.К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий -глухой, твердый -мягкий),определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко -буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

3.5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом высказывании все части речи:существительные,глаголы,прилагательные,наречия,местоимения,чилительные,предлоги.

4.Речевое высказывание 5-6 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.

5.5-6 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Т.к. старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе. Любые проблемы речевого развития в этом возрасте могут вызывать значительные трудности в школе.

Проблема речевого развития

Связь с образовательной деятельностью

Неправильное звукопроизношение

Перенос ошибок произношения на письмо и чтение

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия

Невозможность писать «на слух», трудности с анализом и определением последовательности звуков в слове, трудности с различением слух похожих звуков речи, невозможность применять множество орфограмм при письме (орфографическая «слепота»), трудности с усвоением правил переноса слов, не умение правильно обозначать границы слов и предложений на письме.

Недоразвитие связной речи

Трудности с пониманием и запоминанием устного материала, текстов, неумение построить связный ответ на вопрос, рассказать устную тему, грамматические ошибки при письме, непонимание содержания задач, задержка формирования словесно-логического мышления.

В детском саду ведется работа по развитию всех сторон речи ребенка и его подготовка к обучению грамоте. Родителям предстоит поддержать работу детского сада:

  • обратить внимание на звукопроизношение ребенка, звуко - слоговую структуру слов, произносимых ребенком, активно контактировать с логопедом, выполнять его задания по автоматизации поставленных звуков.
  • помочь ребенку разобраться в разнообразии звуков родного языка, научиться их различать, определять их последовательность, соотносить звуки и их графическим образом-буквой, научиться делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова.
  • Как можно больше говорить с ребенком развернутыми, грамотно построенными предложениями, читать ему сказки, рассказы, стихи и спрашивать о содержании прочитанного, расширять словарный запас детей, подсказывать правильные способы словоизменения и словобразования, исправлять его речевые ошибки-все это приведет к формированию речевого опыта и речевой интуиции.
  • заучивать с ребенком стихи, пословицы, поговорки, развивать его речевую память.

ПОМНИТЕ, что своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира, быть любознательным, активным, уверенным в себе и успешным человеком. А ваши с ним совместные занятия по развитию речи обеспечат более полное понимание вами проблем ребенка, укрепят неразрывную, заложенную природой связь между ребенком и его родителями!

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 144 гостя и 1 пользователь

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.